Цивилизованный диалог с властью – уже позитив

Евгенией Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.

Евгений Александрович, уже несколько лет в Казахстане работает Консультативно-совещательный орган при МИД РК «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО ДПЧИ). Как возникла идея создания этой площадки и как она эволюционировала?

В течение многих лет казахстанские международные организации и другие неправительственные организации принимали участие в различных международных форумах, посвященных человеческому измерению. Туда включено развитие демократии, верховенства права и уважения прав человека. Мы ездили на международные совещания ОБСЕ по человеческому измерению, которые проходят в Варшаве в конце сентября — начале октября каждого года. Мы ездили на различные брифинги и рассмотрения докладов Казахстана по выполнению своих обязательств по человеческому измерению органов ООН и другие площадки. И на этих площадках мы постоянно встречались с нашим правительством, дискутировали по вопросам соблюдения прав человека, пытались отстаивать свою позицию, если государство с нами не соглашалось, то шли такие дискуссии, весьма оживленные на международных площадках.

В конце 2012 года Министерство иностранных дел выступило с инициативой: «Давайте все-таки разговаривать на эти темы не только за рубежом, но и дома». Мы подумали, почему нет. Действительно, если уж мы говорим об этом на международных площадках, почему бы не поговорить и на казахстанских. Тогда появилась идея создания этой диалоговой площадки внутри страны по тем же самым вопросам. В настоящее время она называется КСО ДПЧИ (Консультативно-совещательный орган «Диалоговая площадка по человеческому измерению»). Функционирует он при Министерстве иностранных дел.

Первый год (2013 г.), когда он только начал работать, проводились довольно «градусные» дискуссии, очень жесткие и, что хорошо, не было табуированных тем, то есть мы разговаривали на любые темы, в том числе и о том, что беспокоит гражданское общество внутри страны.

Министерство иностранных дел начало развивать эту систему. Список участников этого диалога, к нашему удивлению, был достаточно разнообразен. Он включал в себя практически все ключевые правозащитные организации, явно критикующие власть, достаточно критично настроенные, очень открытые, выступающие с заявлением и т.д.
Дискуссии начинались сначала по общим вопросам развития демократии, совершенствованию законодательства и т.д. Потом стали вестись дискуссии и по отдельным вопросам, в частности, по отдельным правам. Я помню хорошо, что 2013 – начало 2014 гг. были очень напряженными по части этических стандартов. Люди переходили на повышенные тона в значительной степени, иногда даже переходили на личности, то есть была такая напряженная атмосфера этого диалога.

За 3,5 — 4 года диалог стал вестись в рамках приличия, он превратился в действительности в диалог, а не в разговор двух не слышащих друг друга сторон. В настоящее время в этом диалоге стали принимать участие несколько десятков представителей различных организаций гражданского общества и государственных органов. Все ключевые государственные структуры, начиная от Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и т.д. там присутствовать. Председательствует на этом диалоге Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел. Каждый год открывает первое заседание Министр иностранных дел.

В 2014 году стало понятно, что ресурсов на поддержание этого диалога для работы КСО недостаточно, потому что первый год мы собирались практически каждый месяц, но из разных частей нашей страны добираться до Астаны, где происходил диалог, было достаточно сложно, не хватало финансовых ресурсов. И в конце концов к 2014 – началу 2015 года эта система стала работать раз в 3 месяца – раз в квартал. Мы тогда подумали, что если диалог ведется раз в квартал, то надо чтобы что-то происходило в промежутке между встречами.

В конце 2014 года появилась идея, создать постоянно действующий механизм. Была создана рабочая группа этого Консультативно-совещательного органа по человеческому измерению – диалог по человеческому измерению. Было предложение с само начала сделать этот диалог двусторонним, чтобы это не было монологом одной стороны, а чтобы было столкновение позиций. Начиная с 2013 года, все заседания КСО ДПЧИ проходят по такой схеме: выступает представитель государственных органов с интерактивным докладом или выступлением, представляя свою позицию гражданскому обществу. Так это функционирует и до настоящего времени. То есть по каждому вопросу есть две точки зрения. Чаще всего они не сходятся, что позволяет вести более или менее эффективную дискуссию.

В 2014 году была создана рабочая группа этого механизма, в которой сопредседательствуют представители от государства и представители от гражданского общества. С момента ее создания я являюсь ее сопредседателем от гражданского общества. Что касается сопредседателя от власти, если так можно сказать, то они меняются. В трех случаях это были депутаты Мажилиса Парламента Казахстана.

Во второй половине 2014 года – начале 2015 года мы решили, что надо двигаться дальше и были созданы 4 подгруппы. В настоящее время мы имеем в структуре КСО ДПЧИ рабочую группу с сопредседателями от гражданского общества и властей, секретариат, которым является Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности по согласию всех сторон, и 4 подгруппы: подгруппу по соблюдению демократии, подгруппу по верховенству права, подгруппу по правам человека и подгруппу по законотворческому процессу. Эти подгруппы возглавляют известные казахстанские правозащитники и общественные деятели.

Что делают подгруппы, что делает рабочая группа и само КСО ДПЧИ? С одной стороны, конечно, не нужно переоценивать этот механизм. Он не столько нацелен на решение проблем, результативности, сколько на поддержание диалога. Потому что наша позиция достаточно проста – разговаривать всегда лучше, чем молчать. Если мы имеем возможность разговаривать, нужно разговаривать. Разговаривать, обмениваться мнениями, пытаться убедить друг друга, действовать достаточно профессионально, представлять вои позиции и пытаться искать компромиссы или, во всяком случае, пытаться услышать друг друга.

И все же, какие конкретные результаты деятельности КСО ДПЧИ можно отметить как наиболее значимые?

За 3 с лишним года своей деятельности члены КСО на своих дискуссиях и обсуждениях представили более 200 рекомендаций разного рода. Из них 37 рекомендаций по состоянию на прошлый год были государством приняты и находятся в стадии реализации. И мы удовлетворены тем, что, во-первых, реализуется рекомендация КСО еще первых лет, связаннае с борьбой с пытками, созданием национального превентивного механизма с получением доступа общественности в закрытые учреждения, не только в тюрьмы, как мы это привыкли, но и в учреждения психиатрические, в учреждения для детей, для пожилых людей, для инвалидов.

Мы также удовлетворены тем, что в этом году начался процесс все-таки приведения в соответствие института, уполномоченного по правам человека с парижскими принципами независимых учреждений. Он включен в Конституцию, и мы ожидаем принятие специального закона и еще ряда рекомендаций, которые, надеемся, будут государством имплементированы, хоть результативность этого могла бы быть значительно выше. Тем не менее, как я уже говорил, уже то, что диалог происходит – это позитив.

При поддержке Европейского Союза вы в партнерстве с другими НПО начали реализацию долгосрочного проекта «Повышение и продвижение роли гражданского общества, направленной на мониторинг выполнения Казахстаном своих национальных и международных обязательств». В чем его суть?

Со времени того, как Казахстан стал членом Международного сообщества в области прав человека и подписал много договоров, он получил несколько сотен рекомендаций по улучшению своего законодательства, изменению правоприменительной практики, по каким-то практическим мерам, по соблюдению своих обязательств. К сожалению, имплементация этих рекомендаций оставляет желать лучшего, и поэтому у нас родилась идея попытаться этому процессу помочь.

Мы обратились с заявкой в Европейский Союз за финансированием проекта, который нацелен на решение трех проблем. Проблема первая – поддержание Консультативно-совещательного органа как способа диалога по имплементации рекомендаций международных органов и организаций по правам человека. Проблема вторая – участие гражданского общества и его экспертов в обсуждении законопроектов, касающихся человеческого измерения, которые попадают в парламент. Проблема третья – попытаться выбрать из всего массива рекомендаций, которые были даны Казахстану международными организациями и, в том числе самим КСО ДПЧИ, выбрать 50 основных и их имплементировать в течение 2,5 лет.

Идея эта была поддержана Европейским Союзом, и проект был начат. Сейчас мы работаем над составлением и окончательными формулировками этих 50 рекомендаций, дорожными картами по их имплементации, индикаторами их оценки, поддержкой работы КСО ДПЧИ и его рабочей группы и подгрупп. Мы начали готовить замечания и заключения по проектам законов, касающихся человеческого измерения и поступающих в Парламент. Эксперты гражданского общества получили очень хорошую поддержку для работы по всем этим трем направлениям.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)