Гражданское общество Казахстана представит государству «дорожные карты» по 50 рекомендациям международных институтов

Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.  

Евгений Александрович, насколько активно гражданское общество Казахстана в законотворческом процессе в сфере обеспечения выполнения международных обязательств республики по правам человека?

Со времени получения независимости и вхождения Казахстана во многие международные организации, в том числе организации по правам человека, в рамках которых действуют международные договоры по правам человека, ратифицированные республикой. Казахстан отчитывается перед международными органами о том, как он выполняет свои международные обязательства. Помимо того, что он отчитывается в рамках специальных структур ООН, Совета ООН по правам человека, различных Комитетов, Казахстан ещё посещают различные механизмы ООН, так называемые «тематические механизмы» — спецдокладчики, рабочие группы, независимые эксперты. После каждого посещения или рассмотрения доклада они предоставляют свои рекомендации, чтобы изменить законодательство, правоприменительную практику и привести их к соответствию с теми международными стандартами, которые описаны в договорах, к которым Казахстан присоединился. Таких рекомендаций набралось около тысячи по всем сферам прав человека, включая более широкие темы, такие как: развитие демократии, верховенства права, так и отдельные права или группы прав.

Гражданское общество на протяжении всего этого времени работало и самостоятельно и вместе с международными организациями, представляя им свои рекомендации. Министерство юстиции РК и Министерство иностранных дел РК знают откуда к ним поступают рекомендации, предоставляемые международными органами, так как 80-90% из них основаны на рекомендациях казахстанского гражданского общества, которые представляют свои доклады или встречаются со спецдокладчиками.

Всё это время гражданское общество пыталось взаимодействовать с государством по выполнению этих рекомендаций. У нас всегда возникали вопросы, как государство работает с нашими комментариями, потому что это всегда было два параллельных процесса.  Гражданское общество само по себе выдвигало свои рекомендации, а государство само строило свои планы по тем рекомендациям, которые оно приняло.

А если конкретизировать эту работу – что делается сейчас?

В настоящее время гражданское общество работает над выделенной группой рекомендаций – 50 рекомендаций, — которые охватывают различные области прав человека, развития демократии и верховенства права.

Эксперты гражданского общества на протяжении первой половины 2017 года рассматривали все 600 рекомендаций и из них отобрали 50, исходя из определенных соображений.

Во-первых, мы попытались некоторые рекомендации объединить, если они были однородными или касались одной темы, потому что рекомендации по одному и тому же вопросу или по схожим вопросам принимались Казахстаном на протяжении десятка лет.

Разные органы говорили, например, что нужно реформировать институт Уполномоченного по правам человека, чтобы привести его в соответствие с Парижскими принципами. Эта рекомендация шла год за годом от структур ООН.

Во-вторых, мы выбрали такие рекомендации, которые, с нашей точки зрения, представляют значение для обеспечения защиты какого-то права или группы прав, которые представляются различными структурами ООН и которые принципиальны для развития нашего законодательства, институционального развития и правоприменительной практики.

В-третьих, мы также старались, чтобы рекомендации, которые мы отбираем, охватывали всю сферу в той или иной степени, чтобы ничего не было упущено, чтобы каждая группа прав была затронута.

И наконец, мы также исходили из того, что рекомендации, у которых практически нет шансов быть принятыми, так как Казахстан по ряду причин, чаще всего политическим, не принимал их или не собирался принимать, и рекомендации, у которых больше шансов для их реализации. Мы хотели сбалансировать эти две группы — рекомендации, по которым у нас будут продолжаться дискуссии, и те рекомендации, у которых есть возможность добиться какого-то позитивного результата по их выполнению.

Насколько реально выполнить эти рекомендации в перспективе?

Отобрав эти 50 рекомендаций, сформулировав их, эксперты гражданского общества приступили к работе над «дорожными картами», т.е. над тем, как с нашей точки зрения эти рекомендации можно было бы выполнить.

Мы постарались раздробить каждую рекомендацию на отдельные пункты по ее выполнению для того, чтобы по каждому из этих пунктов дальше двигаться во взаимодействии с государством, понимая, как это можно выполнить с учетом нашей точки зрения.  Эта работа велась в течение второй половины 2017 года со стороны гражданского общества.

Сначала эксперты разработали проекты «дорожных карт», а после этого каждый проект обсуждался с участием заинтересованных организаций гражданского общества, которые занимаются теми или иными вопросами, связанными с этой рекомендацией.

Мы финализировали эти дорожные карты, получили окончательные варианты, предложенные гражданским обществом. В каждой из карт есть приложение в виде индикаторов оценки их выполнения. На основании разработанной методики мы составили индикаторы, которыми предполагаем каждый год оценивать насколько данные рекомендации и отдельные пункты были выполнены.

У ООН есть специальная шкала, или критерии, выполнения рекомендаций. Они состоят из трёх позиций: рекомендация выполнена, рекомендация не выполнена или рекомендация выполнена частично. Мы с помощью этих индикаторов пытаемся оценить частичность выполнения рекомендации.  Эти индикаторы являются и количественными, и качественными с точки зрения различных опросов общественного мнения или экспертных оценок. Мы определяем насколько рекомендация выполнена и насколько право, на защиту которого она выдвинута, обеспечивается, защищается и является обязательным для Республики Казахстан.

Готово ли государство использовать разработанные «дорожные карты» или это станет, как Вы сказали выше, только очередным предложением гражданского общества?

В первой половине 2018 годы мы будем представлять эти «дорожные карты» и обсуждать их с представителями госорганов в чью компетенцию входит их выполнение. Затем мы попытаемся найти компромиссы по тому, насколько эти дорожные карты и сами рекомендации государством принимаются, и какие планы по их имплементации есть у государства. Следующий этап – работа с государством в части представления того, как эти «дорожные карты» применяются и как по ним двигаться. В конце 2018 года по этим индикаторам мы оценим, насколько эти рекомендации реализовываются.

В общем, это долгий процесс, который был начат в 2017 году и будет продолжаться до 2019 года. Это не означает, что после этого мы остановимся. Некоторые рекомендации требуют серьёзных изменений в законодательство и будут постепенно выполняться. Мы будем оценивать их выполнение по окончанию каждого календарного года и по необходимости, если Казахстан собирается отчитываться по выполнению какой-либо рекомендации в рамках международного договора.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)