18 июня 2015 г. в г. Астана прошло Совместное заседание рабочих подгрупп по законотворческому процессу и верховенству права Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при МИД РК (КСО ДПЧИ РК), посвященное вопросам реализации пятой институциональной реформы для укрепления государственности «Транспарентное и подотчетное государство», а также государственной политики по развитию гражданского общества.
В заседании приняли участие члены КСО ДПЧИ РК и его рабочих подгрупп: депутаты Парламента Республики Казахстан, представители Конституционного Совета РК, Генеральной прокуратуры, Министерства иностранных дел РК, академических кругов, общественных и международных организаций, а также приглашенные эксперты.
Совместное заседание было организовано Центром исследования правовой политики, Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (Секретариат Рабочей группы КСО ДПЧИ) и Международной правовой инициативой при поддержке Фонда «Сорос Казахстан».
Работа подгрупп
Часть обсуждений была посвящена организационным вопросам деятельности подгрупп КСО ДПЧИ. Члены подгрупп по законотворческому процессу и верховенству права обозначили ряд предложений, нацеленных на дальнейшую имплементацию отдельных рекомендаций КСО ДПЧИ и международных органов и организаций, разрешение вопросов взаимодействия с государственными органами и ведомствами в рамках деятельности подгрупп Рабочей группы КСО ДПЧИ и обсудили возможные формы деятельности в рамках продвижения рекомендаций подгрупп КСО ДПЧИ.
Участники встречи рекомендовали продолжать согласованную политику продвижения рекомендаций. В частности Посол МИД РК по особым поручениям У.Сулеймен выразил готовность МИД РК содействовать проведению регулярных заседаний подгрупп КСО ДПЧИ на базе МИД РК, распространению пресс-релизов заседаний посредством пресс-службы МИД РК, проведению заседаний в различных формах используя видео-конференции.
Члены подгрупп также указали на необходимость продолжения практики обсуждения концепций законопроектов на заседаниях КСО ДПЧИ, рассмотреть мобильные и эффективные формы обсуждения рекомендаций подгрупп с представителями Парламента РК, синхронизировать рабочий план КСО ДПЧИ с планами законопроектных работ Парламента и Министерства юстиции РК, инициировать выпуск информационных бюллетеней о деятельности КСО ДПЧИ в рамках продвижения рекомендаций по результатам работы всех подгрупп в отношении законодательных инициатив РК.
Отдельные сессии заседания касались вопросов реализации 94-го и 99-го шагов из 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, предложенных Главой государства Н. Назарбаевым через внедрение открытого правительства. В частности обсуждались актуальные вопросы проектов Закона РК «О доступе к информации» и Закона РК «Об общественном контроле в Республике Казахстан».
Доступ к информации
Со-председатель Рабочей группы КСО ДПЧИ, депутат Парламента РК А.Соловьева представила участникам заседания основные принципы и подходы законопроекта «О доступе к информации». «С принятием такого закона на государственные органы и других обладателей информации возлагается обязанность по максимально широкому обнародованию информации о своей деятельности. Круг информации, которая будет доступна обществу, будет значительно расширен. Процедуры получения информации о деятельности государственных органов и других обладателей информации будут простыми, легкими и доступными» — сообщила депутат в своем выступлении.
В свою очередь приглашенный эксперт О.Диденко — юрист Представительства «INTERNEWS NETWORK» в Казахстане в своем выступлении обозначила вопросы продвижения международных стандартов и позитивной международной практики в рамках формирования законопроекта РК «О доступе к информации».
«На повестке дня все еще стоят вопросы, которые необходимо отразить в проекте Закона РК «О доступе к информации». В частности представители гражданского общества неоднократно указывали разработчикам на важность включения в закон положений о трисоставном тесте — совокупности условий для ограничения доступа к информации согласно международным стандартам, которая включает проверку на вред и общественный интерес. Кроме того, мы рекомендуем рассмотреть вопрос о создании органа внесудебного государственного контроля за реализацией права на доступ к информации. В странах, в которых подобные законы приняты, функционируют специальные органы, которые пользуются операционной и институциональной независимостью, имеют достаточные финансовые, кадровые и другие ресурсы для эффективного выполнения своих функций, а также наделены адекватными полномочиями, в том числе по проведению проверок, рассмотрению жалоб на нарушений права на доступ к информации» — высказала мнение эксперт.
Участники заседания высказали общее мнение, что законопроект РК «О доступе к информации» требует доработки с точки зрения включения в него принципов и подходов, соответствующих международным стандартам и практике стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Общественный контроль
Отдельная сессия заседания была посвящена рассмотрению вопросов общественного контроля. Инициатива по подготовке проекта закона «Об общественном контроле в Республике Казахстан» принадлежит партии «Нұр Отан». Согласно Программе противодействия коррупции партии на 2015 — 2020 гг. предполагается продвижение через фракцию в Мажилисе Парламента закона, предусматривающего регулирование процессов общественного контроля, гарантирование гражданам его осуществления.
Ввиду подготовки концепции законопроекта члены рабочей подгруппы по законотворческому процессу КСО ДПЧИ рассмотрели отдельные вопросы, связанные с введением в Казахстане института общественного контроля.
Со-председатель Рабочей группы КСО ДПЧИ, председатель Совета, эксперт-консультант Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Е.Жовтис в рамках презентации своего заключения по законопроекту отметил, что в правовом смысле, например, в европейских странах, термин «общественный контроль» не применяется.
«Это такое обобщенное понятие, касающееся множества инструментов, способствующих прозрачности формирования и отправления государственной власти и участия общества (народа) в управлении делами государства. Если речь идёт о прозрачности формирования государственной власти и принятия ею решений, то в инструментарий общественного контроля могут входить и честные и справедливые парламентские и местные выборы в условиях политического плюрализма, и доступ к государственной службе, и доступ к государственной информации, имеющей общественное значение, и прозрачность в деятельности Парламента и местных представительных органов власти, и прозрачность в деятельности органов исполнительной власти, и т.д. Если речь идёт об участии общественности в управлении делами государства (принятии решений), то помимо опять же парламентских и местных выборов, общественный контроль может принимать различные формы: от общественных советов и консультативно-совещательных органов до общественных (публичных) слушаний и общественных экспертиз. Этот инструментарий в тех или иных сочетаниях, видах, формах характерен для всех демократических стран. Однако, необходимо ещё раз подчеркнуть, общественный контроль не является синонимом проверки и надзора» — пояснил Со-председатель Рабочей группы КСО ДПЧИ.
Участники заседания согласились с тем, что концепция закона «Об общественном контроле» требует публичного обсуждения с представителями гражданского общества и рекомендовали обратиться к разработчикам с предложениями о совместной разработке новой концепции законопроекта.
Развитие гражданского общества
Заключительная сессия заседания была посвящена обсуждению проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности НПО» и последним законодательным инициативам, затрагивающим вопросы деятельности некоммерческого сектора, таким, как проект Закона РК «О благотворительной деятельности» и проект Закона РК «О волонтерской деятельности».
Со-координатор Подгруппы по верховенству права Рабочей группы КСО ДПЧИ, президент ОФ «Международная правовая инициатива» А.Шорманбаева осветила проблемные вопросы развития гражданского общества в свете предложений Министерства культуры и спорта РК по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности НПО» и сопутствующему к нему законопроекту. Со-координатор подгруппы по верховенству права отметила, что все три законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности НПО», «О благотворительной деятельности» и «О волонтерской деятельности» необходимо принимать единым пакетом, поскольку они непосредственно и совокупно затрагивают вопросы дальнейшей деятельности общественных организаций.
«В соответствии с заявлениями разработчика (МКИС) данный законопроект не будет затрагивать вопросов регулирования грантов предоставляемых некоммерческим организациям в РК со стороны международных организаций, иностранных государств и неправительственных организаций. В связи с этим необходимо сузить сферу применения закона только регулированием государственных грантов. В целях более четкого определения сферы действия закона и исключения случаев дублирования правового регулирования необходим в тексте закона внести перед словом «грант» уточнение — «государственный» — заметила эксперт.
ИСТОЧНИК: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38812940&pos=29;-51#pos=29;-51