По ситуации с претензиями налоговых органов к казахстанским НПО

Выступление члена Консультативно-совещательного органа Диалоговая площадка по человеческому измерению (КСО ДПЧИ) при МИД РК, сопредседателя Рабочей группы КСО ДПЧИ, директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Е.А.Жовтиса на заседании КСО ДПЧИ по пункту повестки дня «Разное»

26 января 2021 года, онлайн

Уважаемые участники КСО ДПЧИ,

15 декабря 2020 г. на заседании КСО ДПЧИ мы уже рассматривали вопрос о привлечении органами госдоходов ряда ведущих неправительственных правозащитных организаций, в том числе членов КСО ДПЧИ, к административной ответственности за нарушения отчетности о финансировании из иностранных источников с угрозой огромных штрафов и приостановления деятельности.

Хочу поблагодарить Министерство иностранных дел РК и других членов КСО за оперативное включение этого вопроса в повестку дня 15 декабря и согласие рассмотреть этот вопрос повторно в пункте «Разное» 26 января 2021 г. Мы также благодарны Уполномоченной по правам человека РК г-же Азимовой за организацию 14 декабря встречи с участием представителей Комитета госдоходов, Министерства юстиции, Министерства информации и общественного развития, МИД РК и посла Европейского Союза в Казахстане в попытке как-то разрешить эту напряженную ситуацию.

К сожалению, ситуация не только не разрешилась, а еще больше обострилась и требует, как мы полагаем, немедленного реагирования.

Напомню кратко хронику событий. В 2016 году все некоммерческие организации, коммерческие организации и просто граждан обязали предоставлять информацию о любом иностранном финансировании, если оно направлено на три цели:

– правовая помощь;

– социологические опросы и другие опросы общественного мнения;

– сбор, анализ и распространение информации.

Последняя формулировка весьма расплывчатая, потому что под нее можно подвести что угодно.

Согласно статье 29 и другим положениям Налогового кодекса отчетность нужно предоставлять налоговым органам в виде двух форм – 017 и 018. По форме 017 нужно уведомлять в течение 10 суток о любом поступлении из иностранных источников средств на счет организации, если эти средства поступили на реализацию одной из трех вышеуказанных целей. По форме 018 нужно указывать раз в квартал подробно, куда были израсходованы эти средства.

В результате с 2017 года раз в квартал наша организация, например, направляет в налоговые органы в электронном формате от 200 до 500 страниц такой отчетности, потому что мы решили, что будем отчитываться вообще за все наши гранты.

В течение почти пяти лет никаких претензий правозащитным организациям не выдвигалось, никаких расхождений не устанавливалось, и вообще этот вопрос не поднимался.  Особо отмечу, что, например, наша организация, на протяжении нескольких лет по оценке органов госдоходов относится к налогоплательщикам с низкой степенью риска.

И вот в августе – декабре около 20 неправительственных, в том числе правозащитных, организаций получили от налоговых органов по нескольку (от 2 до 22) протоколов о якобы совершенных административных правонарушениях в период с 2016 по 2020 гг. в связи с предоставлением недостоверных сведений, выразившихся в неких расхождениях отчетности по формам 017 и 018.

Проверив нашу отчетность за несколько лет, а это тысячи страниц, органы госдоходов нашли четыре расхождения в цифрах и составили четыре таких протокола, каждый из которых в случае вынесения постановления об административном правонарушении влечет более 500 тысяч тенге штрафа и приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Покажу на нашем примере, о чем речь, потому что в той или иной степени ситуация у большинства упомянутых выше организаций такая же.

Два расхождения за январь 2019 года и январь 2020 года связаны с тем, что у нас есть грант от Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (представительство в Казахстане) на правовую помощь лицам, ищущим убежище, беженцам и лицам без гражданства, а также содействие документированию лиц. Наша организация более 10 лет является официальным партнером УВКБ ООН. Мы заключаем с ними договор в начале каждого года на год, но часто в конце года у нас остаются неизрасходованные средства по гранту, которые мы возвращаем УВКБ ООН.

Так вот сначала, когда мы получили все средства по грантам в 2018 и 2019 гг., мы указали их в формах 017, а потом, когда эти средства были израсходованы, в начале 2019 и начале 2020 годов мы в формах 018 указали неиспользованные и возвращенные УВКБ ООН средства как доход со знаком «минус». Так вот, по мнению органов госдоходов мы должны были еще сдать скорректированную форму 017, уменьшив полученные средства на сумму возвращенных. Мы могли сдать эту форму через 10 минут после того, как нам об этом сказали, здесь нет никакого умысла что-то утаивать и вообще это смешно, конечно, но за каждое из этих якобы «серьезных» нарушений нам грозят по более чем 500 000 тенге штрафа и приостановление деятельности до трех месяцев. Отмечу при этом, что УВКБ ООН действует по ратифицированному соглашению с правительством РК, а мы выполняем проект в рамках этого соглашения и не должны отчитываться по нему вообще, поскольку в Налоговом кодексе прямо это указано.

Другие два расхождения, установленные в третьем и четвертом кварталах еще 2018 года, связаны с тем, что мы получаем перечисления по некоторым грантам из иностранных источников (в данном случае от Европейского Союза) в иностранной валюте и не конвертируем их сразу в тенге, потому что это нам не нужно, если у нас в это время нет расходов. Поэтому, когда мы отчитываемся в налоговые службы о получении этих средств, мы указываем их в форме 017 в национальной валюте – тенге по официальному курсу на день поступления, потому что отчитываться можем только в национальной валюте. А когда отчитываемся по форме 018 о расходовании этих средств, то, конечно, есть расхождения, потому что курс изменился, хотя мы полностью эти деньги израсходовали. Налоговые службы говорят, что надо и в форме 018 указывать при расходовании этих средств тот же начальный официальный курс. Не буду спорить, но это тоже корректируется в течение 10 минут, тем более что это одни и те же средства, не больше и не меньше, они никуда не девались, их никто не утаивал, не похищал, а они полностью были израсходованы, о чем есть детальный отчет. Это виртуальные цифры пересчета из иностранной валюты в тенге только для информации, а не для налоговой отчетности или уплаты налогов.  Но это еще два «нарушения», за которые нам могут последовать такие же наказания.

И это все! Больше ничего! Неужели вот это является серьезным основанием для приостановления деятельности юридического лица?

Что особо необходимо отметить, что извещение об установлении этих расхождений мы получили 28 ноября 2020 года. 29 ноября и 1 декабря мы направили в органы госдоходов скорректированные формы отчетности, согласно этим замечаниям налоговой службы, что, кстати, нам позволяет делать налоговое законодательство, и эти формы были проверены и приняты в электронной базе налоговых органов. То есть с 1 декабря уже и этих расхождений не было, но 2 декабря нам выдали 4 протокола об административном правонарушении. У нас теперь, видимо, американская система уголовного права, когда каждый эпизод, выявленный в рамках одного и того же дела рассматривается как самостоятельное правонарушение Все эти расхождения установлены для форм отчетности более года, а то и двух назад, никакого ущерба нет, никаких вредных последствий для установленного порядка управления нет, никакого события правонарушения уже нет, никакого состава правонарушения нет, потому что не было никакого умысла, но нас привлекли к административной ответственности.

Наши попытки, основываясь на законодательстве об административных правонарушениях, обжаловать эти действия в вышестоящих органах госдоходов и получить соответствующие закону и здравому смыслу решения ни к чему не привели.

Органы госдоходов, согласно Кодексу РК об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать дела о целом ряде правонарушений, в том числе и тех, которые влекут за собой самые серьезные последствия в виде приостановления деятельности юридического лица, а у нас работают 44 человека, которые поддерживают свои семьи в период пандемии и могут лишиться на три месяца источника доходов. Это предполагает повышенную ответственность органов госдоходов.

Однако мы столкнулись с очевидной некомпетентностью некоторых их сотрудников, особенно сотрудников юридических отделов, которые просто не знают, что они должны строго руководствоваться нормами КоАП РК, когда осуществляют административное производство. Что у лиц, привлеченных к административной ответственности, есть процессуальные права, которые должны строго соблюдаться. Что существуют процедуры и процессуальные документы. Что органы госдоходов должны предъявлять доказательства, доказывать вину и весь состав правонарушения.

И вообще, что КоАП РК это кодифицированный правовой акт, и поэтому все административное производство должно осуществляться только в соответствии с ним. А управления госдоходов г.Алматы, вынося определения по делу, указывают в сопроводительных письмах, что на них могут быть поданы жалобы в соответствии с Законом о порядке обращений физических и юридических лиц.  Какой Закон? Это административное производство по КоАП РК! Департамент госдоходов г.Алматы, как вышестоящий орган, вместо вынесения постановления по жалобе присылает ответ, а после рассмотрения, которое проходило утром, сообщает, что направит ответ в течение 3-х дней и только после того, как адвокат сообщает, что согласно статье 829 КоАП РК должно быть вынесено постановление, и оно вручается незамедлительно, вечером все-таки присылает такое постановление.

15 января постановлением УГД по Алмалинскому району г.Алматы было оштрафовано более чем на 1 миллион тенге общественное объединение «Эхо» и его деятельность была приостановлена на три месяца. Так вот здесь вообще не было рассмотрения административного дела. В 18.00 руководителя «Эхо» пригласили в кабинет заместителя начальника УГД и через несколько минут выдали постановление об административном правонарушении, слово в слово повторяющее протокол. Целая статья 818 КоАП РК, которая расписывает порядок рассмотрения дела об административном правонарушении была просто полностью проигнорирована, принесенные «Эхо» ходатайства предложили сдать в канцелярию и, видимо, будут рассматривать после уже вынесенного постановления. В самом постановлении нет ни слова об объяснениях «Эхо», об их аргументах, доводах, доказательствах. Это настолько грубое нарушение процессуальных прав, что должностные лица УГД по Алмалинскому району г.Алматы должны быть привлечены к дисциплинарной, если не уголовной, ответственности. 18 декабря аналогичным образом была оштрафована организация «Еркіндік қанаты».

А вчера были оштрафованы на более миллиона и двух миллионов тенге, соответственно, Международная правовая инициатива и наше Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности. И деятельность наших организаций также была приостановлена до 15 апреля 2021 года. В ходе рассмотрения нашего дела должностное лицо вместо следования требованиям КоАП РК активно помогало и подсказывало своему сотруднику, составившему протокол. Достаточно прослушать аудиозапись этого рассмотрения, которая выложена на сайте нашего Бюро, чтобы оценить, как все это соотносится с требованиями законодательства. Постановление об административном правонарушении было составлено заранее и сразу оглашено после того, как наши представители закончили задавать вопросы, не дав возможности им дать окончательные пояснения.

Но что самое примечательное, что резолютивная часть всех трех постановлений об административном правонарушении по делу ОО «Эхо», Международной правовой инициативы и нашего Бюро были выполнены под копирку.  Во всех постановлениях было указано, что все три организации – субъекты малого бизнеса и сделаны ссылки на Предпринимательский кодекс, хотя любой юрист знает, что общественные объединения и фонды – это некоммерческие организации, они не относятся к субъектам бизнеса и Предпринимательский кодекс на них не распространяется.  И во всех постановлениях указан один и тот же срок приостановления деятельности – до 15 апреля 2021 года, поскольку это как раз три месяца со дня рассмотрения дела ОО «Эхо», которое проходило 15 января. А у нас рассмотрение было только вчера. То есть районные управления госдоходов, видимо, получили из Департамента госдоходов или откуда-то еще образцы постановлений, куда только вставляли в резолютивную часть название организации.

Остальные НПО ждут рассмотрения административных дел, которое будет проходить на этой неделе.

И здесь возникает не только проблема для затронутых НПО, но и вообще для верховенства права в отношениях органов госдоходов и бизнеса, физических и юридических лиц. Это весьма негативный сигнал мировому сообществу о верховенстве права в нашей стране с точки зрения ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности, с точки зрения составления индекса верховенства права, который играет ключевую роль в рейтинге государства в международных экономических отношениях.  Организация «Эхо», деятельность которой приостановлена на три месяца, – член совета от гражданского общества EITI (Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей). Этот совет 18 января уже сделал заявление по этому поводу. А Казахстан находится в процессе валидации реализации EITI, который является очень важным, так как определяет степень выполнения государством взятых на себя обязательств, и в связи с происходящим у нашей страны возникнут очень серьезные проблемы с валидацией.

Конечно, вынесенные в отношении «Эхо», «Еркіндік қанаты», Международной правовой инициативы и нашего Бюро постановления еще не вступили в законную силу. Они будут обжалованы и в вышестоящий орган – Департамент госдоходов, а потом в суд, а потом – в апелляционный суд. Так же, как и будут обжалованы все иные подобные постановления в отношении других организаций. Так что все это еще будет продолжаться месяц и даже более. Причем во всех этих мелких нарушениях или технических ошибках нет никакого состава административного правонарушения, потому что нет и не было никакого умысла, они вообще малозначительны и сразу были скорректированы, там пропущены сроки привлечения к административной ответственности, но все это продолжается с непонятными для нас целями, отвлекая на ненужные судебные разбирательства и привлекая внимание международного сообщества.

Поэтому мы считаем необходимым проинформировать членов КСО ДПЧИ об этой ситуации в надежде, что она будет разрешена разумным и законным образом.

Спасибо за внимание.